Телесно-ориентированная психотерапия и детский массаж

Существуют отличия в работе со взрослым пациентом и ребенком. Для ребенка его окружение, в первую очередь родители, является не элементом действительности, а прежде всего самой непосредственной внешней реальностью, с которой он находится в контакте. Восприятие и взаимодействие с внешним миром осуществляется через восприятие и поведение родителей (или замещающего их воспитателя).

Поэтому для нормального развития ребенка исключительную важность представляет состояние родителей. Соответственно, телесная работа с ребенком выливается в направленную работу с семьей, и без знаний в области семейной психотерапии здесь не обойтись.

Общая методика массажа

Общая методика при работе с грудными детьми включает в себя направленное воздействие на несколько точек приложения усилий мастера - специалиста по телесно-ориентированной психотерапии, массажиста.

Тело ребенка является в данном случае основным объектом воздействия.

Вторым объектом является психика - воздействие осуществляется через сумму психотерапевтических приемов и техник.

Третий объект - поведение ребенка - воздействие можно осуществить через некоторые запреты или, напротив, разрешения.

Четвертый объект - телесные реакции родителей, дающие доступ к их системе ценностей и психологических комплексов и проблем.

Пятый объект - поведение родителей - воздействие на него возможно через педагогическо-разъяснительную работу мастера.

Шестой объект - ситуационная (ролевая) модель семьи. Воздействие осуществляется на существующие в семье связи и отношения с инструментами семейной психотерапии.

Седьмой объект - мир как абсолют. Воздействие на него осуществимо прямым вмешательством в ситуацию. Если мастер в силах изменить ситуацию для всей семьи в целом, то он не должен упускать такой возможности.

Разумеется, мы изложили несколько идеализированную схему действий мастера. Достоинство этой схемы в том, что она может подсказать, какого рода специалисты могут потребоваться для эффективного преобразования семьи как целого и для эффективной помощи ребенку.

Если мастер обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, он может осуществить такое комплексное преобразование в одиночку. Если нет, то как минимум он может подсказать, в каком направлении продолжать самостоятельные поиски мастеров родителям.

При разговоре о технике, применяемой мастером в работе, необходимо учитывать все те уровни, с которыми обязан работать профессионал телесно-ориентированной терапии. Мы перечислили те области, на которые может осуществить свое воздействие мастер.

Мы можем утверждать на своем печальном опыте, что существует круг людей, к переменам не готовых, которым нужен больной ребенок. Болезнь ребенка оправдывает для них какуюто собственную несостоятельность или тот образ жизни, который они ведут. Мы часто повторяем своим посетителям: стремление жить для других, в том числе и для своих детей, на самом деле трусливая позиция.

Человек, пытающийся нести чужой крест, как правило, просто не хочет нести свой. А это, в свою очередь, означает, что он неосознанно пытается спроецировать собственные проблемы на окружающих. Очень часто самым удобным объектом такой проекции оказываются дети.

Такие родители в какой-то момент, а именно тогда, когда обнаруживается поворот к улучшению состояния ребенка, бросают терапию, мотивируя это самыми разнообразными и часто иллюзорными причинами. Возможно, вы тоже с этим столкнетесь или сталкивались.

Не отрезайте для таких посетителей возможностей к возвращению, но не тащите за собой на аркане, насильственные перемены к хорошему не приводят. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Об этом приходится говорить потому, что это своего рода техника безопасности для мастера. Не просят - не помогай. Делай, что можешь, и пусть будет, как должно.

Начало осмотра и первичный контакт

Теперь о собственно работе. На самом деле работа начинается с самого первого контакта и взаимодействия с пациентом. Ваш осмотр и ощупывание - это уже воздействие и на малыша, и на его родителей. Та информация, которую вы собрали и проанализировали, - это уже острое оружие: яд или лекарство. Поэтому не спешите вываливать на родителей все ваши знания. Отвечайте на вопросы и не навязывайте оценки. Работайте, а не рисуйтесь.

Поскольку, как мы уже говорили, ребенок воспринимает и взаимодействует с миром всем телом, то и воздействие, которое мы оказываем на ребенка, начинается с его тела. Говоря просто, необходимо выявить, сделать явными имеющиеся напряжения и дефекты развития тела и по мере сил и способностей устранить их. В некотором смысле все основные психические функции являются производными от телесных реакций и процессов.

Основная задача мастера — снять мышечные стереотипы

Если тело напряжено и деформировано, то и процессы формирования психических функций, в том числе и высших, будут искажаться. Мастер телесно-ориентированной терапии должен помнить, что он работает в зонах проекций. Человек, и особенно маленький, являет собой поток непрерывных изменений, идущих на очень разных планах бытия, и тело проецируется на функционирование человеческой психики, разума и поведения не в меньшей степени, как и они проецируются на тело.

Для маленького человека это означает, что усвоенные им мышечные стереотипы родителей, сформированные в иных обстоятельствах и по другим поводам, не только окажутся бесполезными, но и приведут его к болезни. Отсюда понятна основная задача мастера, осуществляющего воздействие - снять, разрушить существующие мышечные стереотипы.

Естественно, это снятие не должно сопровождаться формированием новых патологических реакций. Задача проста - устранить напряжения там, где они приобрели хронический, устойчивый характер. Разрушение мышечных стереотипов дает центральной нервной системе возможность формировать иные, более гибкие связи, освобождая тем самым мозг для решения новых задач, более свойственных моменту.

Среди других выводов из этого вытекает и то обстоятельство, что в ходе собственного индивидуального развития каждому ребенку и его родителям полезно получить консультацию мастера при достижении очередного этапа развития для коррекции наработанных стереотипов и напряжений. А это значит, что такой мастер должен быть там, где родители ребенка могут с ним встретиться - дома, в дошкольном учреждении, в поликлинике. 

Надо помнить, что малыш при работе с проблемными зонами, а возможно и в течение всего сеанса, может кричать. Это не должно смущать мастера, но родителей желательно предупредить об этом обстоятельстве. У маленького ребенка практически нет иных механизмов освобождения от напряжения, кроме чисто физиологических реакций, движения и крика. Любое патологически устойчивое возбуждение мышц создает очаг возбуждения в мозгу, и, наоборот, очаг возбуждения напряжет ту или иную мышечную группу.

Энергия напряжения в ходе работы освобождается и должна быть частью ассимилирована организмом, частью выведена как раз посредством крика, пота и движения. Обычно маленькие дети при правильно выполняемой работе кричат, но не плачут. Слезовыделение включается только тогда, когда ребенок испытывает действительно сильную боль. При хронически напряженных и спазмированных мышцах такие моменты тоже могут быть, но они всегда должны носить очень краткий характер, буквально доли секунды.

Мастер должен сохранять благожелательное и уважительное отношение в течение всего сеанса

Важным моментом, учитывая необходимость работы с психикой малыша, является способность мастера в течение всего сеанса сохранять ровное благожелательное и уважительное отношение к маленькому пациенту, искреннюю к нему любовь и сочувствие.

Малыш не должен чувствовать, а дети это всегда чувствуют, что с ним обращаются как с объектом. Мастер должен стремиться к установлению контакта с ребенком, контакт глазами, мимикой, словами. Ясно, что младенец не сможет отвечать словами же, но он чувствует, что к нему обращаются, а это значит, что именно он является центральной фигурой происходящего, а значит, в определенной мере защищен.

Нам приходилось наблюдать работу детских массажистов, которые неосознанно проецировали на ребенка собственные неотрефлексированные комплексы, выражалось это в борьбе с малышом, повышении тона, покрикиваниях, избыточном напряжении самого массажиста и следующих за этим усталости и раздражении. При вроде бы одинаковой массажной технике и используемых приемах результаты в итоге у разных массажистов разные.

Смеем утверждать, что различие как раз в недоучитывании психической составляющей работы с маленьким пациентом. Воздействие начинается от периферии тела к центру. От конечностей к телу. Сначала массируется задняя поверхность тела, затем передняя.

Связано это со следующими обстоятельствами. Напряжения задней поверхности тела рефлекторно связаны с выражением, реализацией внутренних состояний вовне. Наличие таких напряжений затруднит выход освобождаемой энергии и может направить ее на другие участки тела.

Задачей мастера является освобождение от связей, а не создание новых. Поэтому работа начинается с освобождения каналов выхода. Физиологические моменты, связанные с освобождением каналов выхода энергии выражают себя в пропотевании, отрыжке, газах, дефекации и мочеиспускании.

Напряжение передней поверхности тела связывается с блокированием принятия новых энергий и информации, что, кстати, тоже может быть подсказкой при проведении осмотра и диагностики. При проведении приемов необходимо помнить о принципе дополнительности и переходе противоположностей.

Если мы говорим о разрушении мышечных стереотипов, то должны, следовательно, стараться стимулировать собственную активность ребенка в том случае, если ребенок явно малоподвижен и пассивен и, наоборот, стараться при проведении работы с гиперактивным малышом ограничивать его двигательную активность. В последнем случае может понадобиться помощь ассистента (одного из родителей), который будет слегка фиксировать ребенка на столе.

В этом случае та освобождаемая энергия, которая тратилась на постоянную хаотичную двигательную активность, должна будет искать иной выход, например крик, или будет принимать направленный характер, принимать более организованную форму.

Мы разобрали работу с малышом. Но вы уже обратили внимание на то, что в предыдущем изложении постоянно говорилось о сопряженности всех членов семьи друг с другом. На самом деле работа не может считаться завершенной, если мастер оставил без внимания вопрос о связях и взаимозависимостях в семье. Здесь существуют свои подводные камни и тонкости, знание которых многим может помочь в анализе происходящего с ребенком.

Во-первых, тот, кто ребенка больше любит, тот его и калечит. Для малыша это означает, что кто его больше держит на руках и нянчится с ним, тот передаст ему свои мышечные стереотипы и зажимы почти наверняка.

Дети впитывают информацию как губки воду

Причем усваивают они ее бесцельно, впрок. Это значит, во-вторых, что вместе с тем или иным мышечным рисунком ребенок присвоит себе и соответствующее психоэмоциональное состояние или, правильнее, предрасположенность к определенному состоянию своих родителей и вообще любого, с кем он вступает в контакт, особенно телесный. Почти так же, как более взрослые дети бездумно и практически без усилий накапливают словарный запас, не всегда догадываясь о смысле слов, так же и младенец накапливает запас мышечных клише, не всегда связывая их с конкретными переживаниями и ощущениями, но важно, что в нужный момент мышечная память подсунет ребенку и определенный, ранее усвоенный стереотип. Понятие нормы и патологии в этих условиях совершенно неопределимо.

Какова же роль и задача мастера при его взаимодействии с родителями? Он должен реально оценить, какие из психофизических зажимов и напряжений носят общий для всех членов семьи характер (семейная или общая карма или обусловленное поведение), далее он оценивает индивидуальные напряжения обоих родителей и степень присутствия этих напряжений на теле и, соответственно, в психологическом пространстве ребенка (индивидуальная и наследственная карма). Если есть возможность и необходимость, собирается также информация о бабушках и дедушках. В сложных случаях бывает необходимо разрушить мышечные стереотипы родителей для того, чтобы хотя бы на время освободить ребенка от давления хронических напряжений взрослых членов семьи.

Если вся семья достаточно сознательно относится к своей родительской миссии, то можно снабдить родителей информацией о том, какие из их состояний в настоящее время проецируются на ребенка. Часто бывает так, что ребенок несет все или часть напряжений каждого из родителей, кроме этого, имеет еще и свои, которых нет ни у одного из родителей. Это случаи отягощенной кармы или наследственности. Обыкновенно если кто-то из родителей несет аналогичные напряжения с ребенком, то без соответствующей корректировки у них обоих, устойчивого результата в терапии достичь удается только путем приложения больших усилий и труда.

Образно говоря, на период работы мы стараемся выключить малыша из привычной картины своих и родительских стереотипов, что зачастую дает возможность избавиться от тех стереотипных мышечных реакций организма, которые ведут к формированию патологии.

Психологический аспект терапии

Что касается психологической коррекции, то при работе с семьей желательно придерживаться принципа минимально необходимого воздействия.

Часто бывает достаточно одного или нескольких сеансов рациональной психотерапии - разъяснения пациентам связей, возникающих между определенными устойчивыми состояниями родителей и патологическими напряжениями ребенка.

Далее бывает необходимо при существовании устойчивых патологических эмоциональных состояний у родителей рекомендовать или провести коррекцию состояния взрослых членов семьи.

При минимальном варианте бывает достаточно только физического воздействия на родителей и диагностики их собственных психофизиологических проблем с информированием о возможных причинах той или иной патологии у ребенка. Это бывает очень наглядно, особенно когда для родителей становится очевидна связь между их собственными психофизическими зажимами и блоками и состоянием малыша.

Как правило, родители принимают к сведению полученную информацию и учитывают ее в дальнейшей жизни.

Родители должны понимать, что за один единственный курс воздействия невозможно устранить все прошлые и будущие напряжения и деформации у ребенка. Особенно в том случае, если не разблокируется ситуация, ведущая ребенка к болезни. Часто бывает, что после одного курса, устранившего значительную часть зажимов, вдруг обнаруживаются новые, имеющие, так сказать, более глубинный характер и служащие основой для уже устраненных.

При правильно выполненной работе меняется не только состояние малыша, но очень часто изменяется и общий семейный климат. Родители становятся значительно более ответственными в своем поведении и в отношениях с ребенком и друг с другом. Родители должны понимать, что ни за какие деньги ту часть работы, которую должны выполнять они сами, никто за них не сделает. Ребенок, имеющий проблемных родителей, чаще вырастает асоциальным и больным.

Нередки в нашей практике случаи, когда при улучшении самочувствия малыша временно резко ухудшались отношения в семье. Такое бывает в тех случаях, когда поведение родителей является своего рода провокацией, загоняющей ребенка в болезнь, когда ребенок принимает на себя часть ответственности родителей. Процессы, разворачивающиеся в семье в таких случаях, сродни процессам, которые протекают в любом болеющем организме.

Если организм, сталкиваясь с болезнью, начинает бороться и мобилизует свои ресурсы на собственную перестройку и адаптацию, то это не бывает легким процессом. Любое заболевание имеет свои стадии развития, и нормальное исцеление протекает через кризис, сопровождающийся иногда мучительной ломкой. Слабый и нежизнеспособный организм, лишенный внутренних резервов, может в ходе такой ломки погибнуть.

Работа с родителями важный аспект терапии

Семья, созданная по случайным, надуманным мотивам, может для исцеления ребенка трансформироваться так, что родители разойдутся. Но обычно родители, готовые к переменам, оказываются способны изменить собственные внутренние установки и стереотипы и прийти к новому качеству внутрисемейных отношений.

Здоровье ребенка при таких родителях можно считать обеспеченным. Мастер должен держать в уме возможные сценарии развития семейных отношений, а значит, быть готовым предупредить родителей в случае перехода болезни с ребенка на семью в целом. Не нужно программировать родителей на обязательность кризиса, часто он протекает, минуя сознательную сферу, просто родители спустя время обнаруживают, что их отношения изменились, стали полнее и глубже.

Работа с родителями в минимальном варианте включает в себя локальное мануально - массажное воздействие на те зоны и участки, которые связаны с нежелательной для ребенка информацией (общей у родителя и ребенка), а также воздействия, меняющие общий стереотипный фон человека.

Обычно на разрушение привычных реакций и стереотипов требуется три сеанса воздействия, разумеется, если родители не обладают выраженной патологической ориентацией. Родителей необходимо предупредить, что с их проблемами мастер в таком варианте воздействия не работает, а только отключает часть их мышечных стереотипов, мешающих полноценному развитию ребенка. В дальнейшем их привычные стереотипы могут к ним вернуться.

Оптимальный вариант воздействия, имеющий максимальную эффективность, тот, при котором все члены семьи проходят полный курс работы с мастером. В этом случае все члены семьи начинают меняться и имеют шанс создать новое единство на новой основе.

Надо помнить, что даже пассивное присутствие родителей на сеансах работы с малышом является мощнейшим средством воздействия на них. Они неосознанно отрабатывают все переживания своего ребенка, сопереживают. Помощь мастера состоит в том, что он параллельно работе с ребенком поднимает в поле сознания родителей те напряжения, с которыми он работает.

Например, при первых сеансах, когда проводится первичная диагностика и высказываются предположения о возможных причинах болезни ребенка, акцент (и читатели, наверное, уже обратили на это внимание) делается на психологические аспекты. Напоминаем, мастер работает в зонах проекций! Медики могут сказать, что работа проводится в канонических зонах, давно известных в медицине как «зоны Захарьина-Геда», и это совершенно верно, но речь идет и о проекциях на тело вполне определенных установок сознания и психологических состояний.

Сознательные установки родителей, формируемые мастером во время сеанса, определенным образом направляют и сосредотачивают их внимание. А аффективное сопереживание ребенку обеспечивает необходимый уровень транса и энергию, необходимую для самопреобразования родителей.

Основной признак трансового состояния - вовлеченность в процесс, соучастие и сопереживание. Транс может иметь различные степени глубины от «закрыл глаза - вот и транс» до гипнотического сомнамбулизма. Когда мы с увлечением смотрим какой-либо фильм или постановку - мы пребываем в трансе. Восхищаемся мы актерами за их способность вовлечь нас в процесс сопереживания - транс. В транс может погрузить нас способный оратор, священник, а, кстати сказать, любая церемония в церкви - это, как правило, специально рассчитанный и сконструированный ритуал, конечная цель которого - транс. С трансовыми состояниями с разной степенью понимания этого работают психотерапевты и продавцы, учителя и руководители коллективов, словом, все люди, стремящиеся к успеху в своих областях деятельности. Естественно, что мастер тоже работает с трансовыми состояниями сознания. Но нужно помнить, что транс сам по себе не является самоцелью. Транс освобождает силы, дремлющие в человеке. Но это стихия, для которой необходимо определенное русло. Неосознанные установки родителей, их спонтанные реакции на внешние раздражители, которые они сами вряд ли замечают, являются как раз выбросами энергии, которая будет воспринята и усвоена детьми. Неосознанные установки создают в ряде случаев каналы, разрушающие окружающих. 

Первой задачей, таким образом, является формирование безопасных конструктивных установок. Потому-то любая религия, само существование которой строится на управлении трансом и создании условий для его канализации, содержит разработанную этику - свод правил и предписаний, регулирующих поведение и даже мысли своих адептов.

Мастер должен объективно оценивать реакции родителей. В тех случаях, когда их реакции оказываются направлены не на самих себя, а на окружающий мир, что выражает себя в подчеркнуто театрализованном поведении, заламывании рук, стремлении установить контакт с ребенком, вмешаться в работу мастера, отключиться от контакта с мастером, например закатить истерику, лишь бы не слышать, что мастер говорит, бывает необходимо удалить родителей из помещения. Часто такими реакциями грешат бабушки. Дедушки ходят с внуками гораздо реже. Если родители или один из них демонстрируют варианты подобного поведения, значит, почти наверняка именно они (или он/она) проецируют собственные деформации и комплексы на ребенка.

Итак, если присутствующий на сеансе родитель начинает демонстрировать поведение, направленное на внешний мир, стремление изменить ход сеанса, то это прежде всего говорит о наличии в его внутреннем мире какой-то травмирующей программы или памяти о болезненной ситуации.

Такой родитель склонен манипулировать окружающими, в том числе и близкими. Это не потому, что он «плохой», а потому, что в его психологическом пространстве находится проблема, закрывающая ему пути собственного развития и самореализации. И он вынужден реализовывать идущую через него энергию не посредством гибкого приспособления к меняющемуся и развивающемуся миру, а стремясь остановить мир, приспособить его к себе. Так ведут себя паразиты в биологическом мире. В человеческом обществе такие люди получили собирательное обозначение «вампиры». Такие родители получают возможность манипулировать детьми и преподают им наглядные уроки манипулирования окружающими. Надо заметить, что дети в таких семьях уже с полугодовалого возраста умеют вполне направленно манипулировать родителями, используя доступные им средства, например крик.

В таких случаях иногда бывает необходимо прерывать терапию и объяснять родителям причины их поведения, что всегда бывает сложно. Однозначно, что в таких случаях терапию ребенка необходимо начинать с терапии родителей, а это совсем другая тема - телесноориентированная терапия взрослых. Для нашей же темы важно, что работа с ребенком иногда открывает подспудные, тщательно скрываемые в бессознательной сфере родителей их собственные комплексы и проблемы. Дает ключ к разблокированию ряда невротических переживаний и комплексов.

Здесь необходимо изложить разделяемый авторами взгляд на такое явление, как «вампиризм». Опыт показывает, что, как правило, «вампирят» нас и особенно детей наиболее близкие люди, имеющие свободный доступ в психологическое пространство ребенка.

Выражается это во всевозможных запретах и ограничениях, используемых родителями и не имеющих никакого разумного обоснования, кроме слов «так принято» или «все так делают». Действительным основанием является для них возможность ощутить собственную значимость в этом мире и укрепить свою способность манипулирования ребенком. При сохранении этого поведенческого стереотипа ребенок тоже скорее всего вырастет манипулятором и в своей жизни постоянно будет подвергаться манипуляционным воздействиям, включаясь в патологическую структуру и ситуации.

Вариантом манипуляции является и стремление навязать ребенку не свойственный ему режим питания или сна. Вообще во всех тех случаях, когда родители руководствуются не собственными внутренними потребностями ребенка, а внешними по отношению к нему установками, велик риск создания условий для развития у ребенка невротических психосоматических реакций.

Раздражение родителей или одного из них ребенком или кем-то из членов семьи тоже является явным признаком попыток манипуляции. Давно подмечено, что контакт с «вампиром» сопровождается потерей эмоциональной стабильности, выведением из равновесия. Это понятно, если помнить, что в состоянии аффекта человек выходит из-под контроля собственного сознания и из субъекта становится объектом, в данном случае объектом манипуляции.

Опыт показывает, что зачастую явные улучшения состояния ребенка сопровождаются столь же явными ухудшениями самочувствия бабушек или родителей. Такая реакция должна быть признана нормальной и, более того, свидетельствует о правильности выполняемой мастером терапии. Ребенок освобождается от давящего, нервирующего его воздействия. Для того, кто это воздействие производит, это означает, что еще одна часть (и какая!) контролируемого и управляемого им пространства выходит из-под контроля и возникает необходимость самоизменения, возможность которого по каким-то причинам у манипулятора заблокирована.

Это означает, в свою очередь, что у него возникнет классическая болезнь адаптации. Для мастера это означает, что проблема, с которой он работает, проецируется теперь на другого члена семьи и, соответственно, работа должна производиться с ним. Другой вопрос, придут ли заболевшие родственники к тому, кто «наслал на них болезнь», а в искаженном психическом пространстве «вампира» мастер может восприниматься именно так.

На самом деле очевидно, что заболевший сталкивается с самим собой, с собственной нерешенной проблемой, которую он, не осознавая и не желая этого, спроецировал на кого-то из близких и которая просто вернулась к своему истинному носителю.

Данные склонности и способности родственников проявляют себя иногда в «невинном» образе мыслей и поведения, которые передаются примерно такими словами: я живу своим ребенком! Буквально живет чужой жизнью, питается ею! Такие «любящие» родители не замечают, да и не могут заметить, как сильно они уродуют своего ребенка, живя его жизнью. Мало этого, это указывает на глубочайшие деформации самих родителей, которые, образно говоря, пытаются «нести чужой крест».

Каждому дается крест по силам, и если родители норовят нести крест своего ребенка, то это указывает лишь на то, что они не хотят нести свой, но так не бывает. При этом стремление жить чужой жизнью приводит к неизбежному деформированию этой жизни. Родители, думающие, что знают, что для их ребенка лучше, как правило, формируют для него жесткий поведенческий коридор, лишая его свободы выбора, что сопоставимо с проклятием.

Техники, используемые при работе с этими членами семьи, разнообразны. Телесноориентированная психотерапия. Варианты семейной психотерапии с анализом ролей и ролевыми тренингами, работа с трансовыми состояниями, рациональная психотерапия. Любая из доступных мастеру методик или техник может быть применена в такой работе.

Проблема заключается не в технике, а в самом мастере. Он сам должен быть свободен хотя бы на время работы от собственных пристрастий для того, чтобы не стать проектором, не проецировать на сторонних ему людей свои комплексы или проблемы. При достижении некоторого уровня свободного владения одной из техник возникает плохо осознаваемый соблазн стать выше пациента, начать судить.

Если мастер своим неграмотным поведением создал зависимость пациента от себя, то он уже манипулирует пациентом и, соответственно, лишается возможности собственного личностного роста и развития, становится «вампиром».

Для эффективной работы необходимо уметь отделять различные напряжения пациента и по источнику их возникновения. Были ли они получены в период внутриутробного развития, проистекают из родовой травмы, усвоены ребенком на уровне бессознательного копирования мышечных напряжений родителей в период младенчества, являются ли следствием присвоения определенных поведенческих стереотипов в детстве, возникли ли как реакция на текущую жизненную ситуацию.

Необходимую информацию может дать опрос пациента или родителей о наиболее характерных заболеваниях, травмах, эмоциональных и мышечных реакциях различных периодов развития. Родители могут сказать и о состоянии семьи в разные периоды развития ребенка, своих реакциях, поведении, образе жизни.

Если вопросы адресованы родителям, то полезнее спрашивать их о психологических и поведенческих реакциях ребенка, характерных для соответствующих напряжений. Сами напряжения могут быть скрыты как от родителей, так и от пациента, как и ситуации, их вызвавшие, могут оказаться в области, «табуированной» для обсуждения. Пациент может дать информацию о собственных физиологических реакциях - больно, щекотно, горячо и т.д.

О себе

location

Массажем серьезно заинтересовался во время учебы в медицинском Университете, окончил первые курсы массажа в далеком 1997 году. Далее ...

Детский массаж

location

Массаж, гимнастика, упражнения на мяче. Индивидуальный план занятий в зависимости от возраста, навыков ребенка и выявленных проблем.

Взрослый массаж

location

Антицеллюлитный и общий классический массаж. Для выездов используется отличный профессиональный массажный стол. 

top